На главную

Искусство семнадцатого века


Искусство семнадцатого века

Астраханское художественное училище

ИМ. П. А. ВЛАСОВА

Конспект

«ИСКУССТВО XVII ВЕКА»

ВЫПОЛНИЛА: Нестерович Е.

ПРОВЕРИЛ:

Астрахань 1999 г.

План

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ИСКУССТВО ИТАЛИИ

ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ

ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ

ИСКУССТВО ИСПАНИИ

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных

культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших

национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как

условиями исторического развития, так и художественной традицией,

сложившейся в каждой стране, - Италии, Фландрии, Голландии, Испании и

Франции. Это позволяет рассматривать 17 в. как новый этап в истории

искусства.

По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 в. сложнее,

противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое

восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии

гармони и ясности оказывается недосягаемым.

Художественная культура 17 в. отражает сложность эпохи, подготовившей

победу капиталистического строя в передовых странах Европы. В творчестве

художников утверждается более целостное и глубокое восприятие

действительности. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств.

Отдельные виды искусства как и отдельные произведения, утрачивают

обособленность и стремятся к воссоединению руг с другом. Здания органически

включаются в пространство улицы, площади, парка. Скульптура становится

динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная

живопись пространственно-перспективными эффектами дополняет то, что

заложено в архитектурном интерьере.

В крайних проявлениях искусство барокко приходит к иррациональному, к

мистике, воздействует на воображение и чувство зрителя драматическим

напряжением, экспрессией форм. События трактуются в грандиозном плане,

художники предпочитают изображать сцены мучений, экстазов, или панегирики

подвигам, триумфам.

В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Прекрасным с

точки зрения классицизма является лишь то, что упорядоченно, разумно,

гармонично. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они

сдержаны и величавы.

Черты этих двух больших стилей переплетаются в искусстве одной страны и

даже в творчестве одного художника, порождая в нём противоречия. Наряду с

барокко и классицизмом в изобразительном искусстве возникает более

непосредственно мощное реалистическое отражение жизни, свободное от

стилевых элементов. Семнадцатому веку принадлежат величайшие мастера

реализма – Веласкес, Рембранд, Хальс, Караваджо и другие . . .

ИСКУССТВО ИТАЛИИ

Архитектура

Барромини. Свое крайнее выражение иррациональность, экспрессивность и

живописность барокко находят в творчестве Франческо Барромини (1599 -

1667). Не считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, он

заменяет прямые линии и плоскости изогнутыми, скруглёнными, извивающимися.

На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба,

строит он план небольшой церкви Сан Карло у четырёх фонтанов в Риме (1634 -

1667). Её сложный волнообразный фасад, расчленённый двухъярусной

колоннадой, украшен декоративной скульптурой, глубокими нишами, овальным

живописным панно, разрывающим карниз и разрушающим равновесие.

Бернини. Подобно мастерам Возрождения, основоположник стиля зрелого

барокко Лоренцо Бернини (1598 - 1680) был разносторонне одарённым

человеком. Архитектор, скульптор, живописец, гениальный декоратор, он

исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял официальное направление

итальянского искусства. Одно из самых характерных его сооружений – церковь

Сант Андреа аль Квиринале в Риме (1653 - 1658).

Крупнейшая архитектурная работа Бернини – окончание многолетнего

строительства собора св. Петра в Риме и оформление площади перед ним.

Сооружённые по его проекту, два могучих крыла монументальной колоннады

замкнули обширное пространство площади. Расходясь от главного западного

фасада собора, колоннады сначала образуют форму трапеции, а затем переходят

в громадный овал, подчёркивающий особую подвижность композицию, призванной

организовать движение массовых рецессий. 284 колонны и 80 столбов высотой в

19 м. Составляют эту четырёхрядную крытую колоннаду, 96 больших статуй

венчают её аттик.

Скульптура

Бернини. В соборе св. Петра находятся и виртуозно исполненные

скульптурные произведения Бернини – алтарная Кафедра св. Петра с фигурами

отцов церкви, святых и ангелов, сверкающая позолотой, привлекающая бурной

динамикой.

Наряду с барочной декоративной пластикой Бернини создаёт ряд статуй и

портретов, подчас перерастающих рамки барочного искусства. Характер его

новаторских исканий проявляется в статуе «Давид» (1623, Рим, галерея

Боргезо).

Тонкость жизненного наблюдения пронизывает позднее произведение Бернини

– алтарную группу «Экстаз св. Терезы» (1644 – 1652, Рим, церковь Санта

Мария делла Виттория) послужившую образцом для многих барочных ваятелей не

только в Италии, но и в других странах.

Живопись.

Карваджо. Микеланджело Меризи да Караваджо (1573 - 1610). К числу

первых картин относится «Девушка с лютней» (1595, Ленинград, Эрмитаж).

Девушка музицирет. Перед на столе лежат скрипка, ноты, фрукты. С отточенным

мастерством написаны все эти предметы в своей плотной округлости,

вещественности, осязаемости. Светотенью пролеплено лицо и фигура девушки,

тёмный фон подчёркивает насыщенность выступающих вперёд светлых тонов,

предметность всего представленного.

Как жанровая сцена решена композиция «Призвание Матфея» (1597 – 1601,

Рим, капелла Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези), где изображены

два юноши в модных по тем временам костюмах, с любопытством взирающих на

входящего Христа. К Христу обратил взор Матфей, в то время, как третий

юноша, не поднимая головы продолжает подсчитывать деньги.

От картины к картине нарастает трагическая сила образов Караваджо. В

«Положении во гроб» (1604, Рим, Ватиканская пинакотека) на глубоком тёмном

фоне ярким светом выделяется тесно сплочённая группа близких к Христу

людей, опускающих его тел в могилу.

Болонская академия. Аннибале Карраччи. Наиболее талантливым из братьев

Карраччи был Аннибале (1560 - 1609), автор большого числа алтарных образов

и картин на мифологические сюжеты. Совместно с братьями он расписал палаццо

Фарнезе в Риме (1597 - 1604).

Декоративная живопись барокко.

Необычной пышностью, нарядной праздничностью красок отличаются росписи

Пьетро да Кортона (1596 - 1669) в палаццо Барберини. Сложнейшие

перспективные и иллюзорные эффекты применяет в росписях Сант Иньяцио в

Риме Андреа Поццо (1642 – 1709).

Наряду с официальным барочным направлением, господствовавшим в крупных

центрах, на протяжении всего 17 в. в провинциях продолжали работать многие

художники, сохранявшие в своём творчестве традиции реализма. Среди них

выделялся особой эмоциональной насыщенностью искусства болонец Джузеппе

Мария Креси (1665 - 1747), пролагавший пути развития реализма последующего

периода.

ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ

Живопись.

Рубенс. Питер Пауль (1577 - 1640). Родился в г. Зигене (Германия).

Ранние произведения (до 1611 –1613 гг.) хранят отпечаток венецианцев и

Караваджо. Одна из первых картин антверпенского периода «Воздвижение

Христа» (ок. 1610 – 1611, Антверпен, Собор) показывает, как переосмысливает

фламандский живописец опыт итальянцев.

Наиболее значимые работы: «Снятие со креста» (1611 - 1614),

«Вакханалия» (1615 – 1620, Москва, ГМИИ), «Похищение дочерей Левкиппа»

(1619 – 1620, Мюнхен, Старая пинакотека)

К 1622-25 гг. относится серия композиций на тему «Жизнь Марии Медичи».

«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (Эрмитаж).

30-е годы: «Портрет дочери», «Шубка», «Крестьянский танец»,

«Автопортрет»

Ван Дейк. Эволюция творчества Антониса Ван Дейка (1599 - 1641)

превосходила путь развития фламандкой школы второй половин 17 в. в

направлении аристократизаии и светскости. В лучших произведениях Ван Дейк

сохраняет приверженность реализму и, запечатлевая типические образы людей

своего времени, даёт представление о целой эпохе в истории Европы.

Ван Дейк начал вою деятельность со строгих портретов фламандских

бюргеров: «Семейный портрет»(Эрмитаж), «Мужской портрет». Позже он работал

в Генуе, где стал популярным портретистом аристократии.

К позднему творчеству относится «парадный портрет Карла I» (ок. 1635,

Париж, Лувр).

Иорданс. Аристократической изысканности искусства Ван Дейка

противостоит близкое демократическим кругам фламандского общества, полное

плебейской грубости и силы искусство Якоба Иорданса (1593 - 1678),

создавшего галерею характерных народных типов. Известные полотна: «Сатир в

гостях у крестьянина», «Праздник бобового короля».

Фламандский натюрморт. Снейдерс. Крупным мастером монументально-

декоративного натюрморта был друг Рубенса Франс Снейдерс (1579 - 1657).

Выполненная Снейдерсом серия «Лавок для столового дворца в городе Брюге»

(1618 – 1621, Ленинград, Эрмитаж) ярко характеризует его творчество.

Жанровая живопись. Браувер. Наиболее демократическую линию фламандской

живописи 17 в. представляло творчество Адрина Браувера (1605\06 - 1638),

который писал преимущественно небольшие картины из крестьянской жизни,

продолжая в них гротескно-юморстическую линию национальной живописи, идущей

от Брейеля. В середине 30-х гг. острая гротескность сменяется у Браувера

мягким юмором, сочетающимся с горечью и тоской. Он глубже проникает

характер героев. В его картинах среди курильщиков появляется образ

мечтателя. погруженного в раздумья.

Тенирс. В области жанровой живописи работал Давид Тенирс (1610 – 1690

), жанровые картины которого тяготеют к внешне занимательным и забавным

сюжетам («Деревенский праздник», 1648, Ленинград, Эрмитаж). Черты

идеализации, нарастающие его искусстве, соответствовали аристократической

верхушке фламандского общества к концу 17 в.

ИСКУССТВО ГОЛЛАНИИ

Архитектура и скульптура.

Пути развития голландской архитектуры и скульптуры определялись новым

общественным укладом и специфическими общественными условиями.

© 2010