На главную

Право


Право

Дайте определение правоохранительной деятельности – это государственная

деятельность, осуществляемая с целью охраны права специально

уполномочинными органами гос. путем применения юридических мер воздействия

в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного

им порядка. Правоохранительная функция: понятие и виды – это функция

проявляющаяся в деятельности всего гос. аппарата, всех его органов. Виды:

конституционный контроль; отправление правосудия; прокурорский надзор;

выявление и расследование преступлений; организационное обеспечение

деятельности судов; оказание юридической помощи и защита по уголовным

делам.

Какие вопросы рассматривает дисциплина «Правоохранительные органы РФ» -

вопросы, связанные с деятельностью судов, раскрывается понятие правосудия и

его демакратических основ (принципов), излагаются сведенья о построении

судебной системы в целом, о характере организаций и главных полномичиях

всех звеньев судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного

Суда РФ.

Дайте классификацию правовых актов о правоохранительных органах по их

юридическому значению – высшию ступень иерархической лестницы нормативных

актов занимает Конституция РФ. Вторую ступень занимают законы. Согласно

Конституции РФ различаются фидеральные законы, в том числе конституционные

законы и законодательство субъектов РФ, включая их конституции и уставы.

Третью ступень занимают указы Президента РФ. Они носят, как правило,

подзаконный характер. Вслед за президенскими нормативными актами необходимо

выделить постановления Правительства РФ.

Судебная власть: понятие и основные признаки – это придоставленные

специальным органам гос. (судам) полномочия по разрешению отнесенных к их

компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих

полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного,

административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением

процессуальгых форм, дающих гарантии законности и справедливости

принимаемых судами решений. Основные признаки: 1. судебная власть –вид гос.

власти; она осуществляется государственными органами, выражает гос. волю,

ее составляют государственно-властные полномочия; 2. с.в. принадлежит

только судам –гос. органам, образуемым в установленном законом порядке,

формируемым из людейя, способных на основе соответсвующей подготовки и

своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовать судебную власть

в иных формах; 3. исключительность с.в.: с.в. вправе осуществлять только

суды; ни законодательные, ни исполнительные, ни инные гос. органы,

должностные лица и прочие арганизации не вправе обладать полномочиями,

предоставленными только судом, присваивать себе эти полномочия; только суд

может признать человека веновным в совершении преступления и подвергнуть

его уголовному наказанию; 4. независимость, сомостоятельность,

обособленность: при выполнении своих функций судьи подчиняются только

Конституции РФ и федеральным законам; никто не вправе давать судьям

указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их

производстве; 5. процессуальный порядок деятельности: закон подробно

регулирует правила действий суда и рпинятия им решений при рассмортении

конкретных дел, он устанавливает процессуальную форму как судебных

действий, так и судебных решений; 6. осуществление полномочий путем

судопроизводства: специфика суда состоит в том, что для его деятельности

установлены особые правила, процедуры, краеугольными из которых являются

гласность, коллегиальность, участие представителей народа в вынесении

решений, равные возможности сторон, учавствующих в разбирательстве дела, и

ряда других.

Виды судопроизводства – конституционное судопроизводство; гражданское;

арбитражное; уголовное; административное.

Судебная система: понятие и общая характеристика. Звено судебной системы –

с.с. это совокупность всех действующих в РФ судов, построенную в

соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и

целями. С.с. РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным

конституционным законом «О судебной системе РФ». Она построена с учетом

федерального и администратино-территориального устройства гос. Звеном

судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.

Дайте определение понятия «судебная инстанция» - считается суд (или его

структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию,

связанную с разрешением судебных дел.

В чем заключается деятельность суда, рассматривающего дела по первой

инстанции – принятие решений по существу тех вопросов, которые являются

основными для данного дела. В качестве суда первой инстанции может

выступать любой суд, в том числе высшие суды.

Как реализуется принцип законности в деятельности правоохранительных

органов –принцип законности – универсальный правовой принцип, который нашел

свое нормативное воплощение в многочисленных статьях Конституции РФ.

Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ,

где сказано: «Органы гос. власти, органы местного самоуправления,

должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию

РФ и законы». Осуществление законности при отправлении правосудия

обеспечивается системой гарантий, установленных процессуальным

законодательством.

Что означает состезательность при отправлении правосудия и каково ее

значение – состезатяльность как принцип правосудия означает такое

постраение процедуры осуществления данного вида гос. деятельности, которое

обеспечивает при рассмотрении гражданских или уголовных дел в судебных

заседаниях равные возможности участвующих в таком рассмотрении лиц по

отстаиванию защищаемых ими прав и законных интересов.

Формы участия граждан в отправлении правосудия: виды и их характеристика –

участие граждан в осуществлении правосудия реализуется на практике в

различных формах. К первой группе можно отнести формы участия граждан

енпосредственно в осуществлении правосудия. Ко второй группе слудут отнести

опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению

правосудия (и судопроизводства). Участие в разбирательстве судебных дел и в

принятии необходимых решений может проявляться в выполнении обязанностей

народного заседателя либо присяжного заседателя. Народные заседатели при

осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Приговоры по

уголовным и решения по гражданским делам народные заседатели постановляют

совместно с профессиональным судьей. Все вопросы (включая вопросы вины,

ответственности и наказания) решаются протстым большинством голосов.

Избераются народные заседатель районных судов на собраниях граждан по месту

работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.

Присяжные заседатели не имеют равных и одинаковых прав с судьей при

отправлении правосудия. Они вправе принемать решения по вопросу виновности

или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает или не заслуживает

он снисхождения. Не все решения присяжных обязательны для

председетельствующего судьи. Присяжных отбирают из числа граждан РФ,

достигших 25 летнего возраста и овечающих ряду других требований

установленных законом. К опасредованным формам участия граждан в

деятельности по осуществлению и обеспечению провасудия следует отнести:

выполнение функции общественного обвинителя и общественного защитника;

заявления и письма граждан рассматривают в качестве повода к возбуждению

уголовного дела; в качестве меры пресечения допускают личное и общественное

поручительство; ст. 125 УПК регламинтирует участие граждан в качестве

понятых для удостверения факта, содержания и результатов следственных

действий.

Назовите основные формы судебного контроля за деятельностью

правоохранительных органов – 1. Суд наделен правом проверки законности и

обоснованности ареста или продления срока содержанияпод стражой; 2.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, аграничивающих конституционные

права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и инных

сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также

право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного

решения; 3. Предельный срок содержаний обвиняемого под стражой (1,5 года)

может быть продлен только судьей областного, краевого и приравненных к ним

судов в случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с

материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей

невозможно, а также для удовлетворения ходатайства обвиняемого или его

зачитника о дополнении предварительного следствия.

Состав Высшего Арбитражного суда РФ – Пленум Высшего Арбитражного суда РФ;

Президиум Высшего Арбитражного суда РФ; судебная коллегия по рассматрению

споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебная коллегия

по рассмотрению споров, возникающих из адмимистративных правоотношений.

Какие органы входят в состав Верховного суда РФ – 1. Пленум. 2. Президиум.

3. Кассационная коллегия. 4. Судебная коллегия по гражданским делам. 5.

Судебная коллегия по уголовным делам. 6. Военная коллегия.

Каковы состав и полномочия Кассацинной коллегии Верховного Суда РФ –

состав: председатель коллегии, 12 членов из числа судей Верховного суда РФ.

Каков состав Конституционного суда РФ – состоит из двух полат, включающих

десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем

жеребъевки. Предсидатель и заместитель председателя не могут входить в

состав одной и тойже палаты.

Перечислите гарантии независимости судьи – предусмотренной процедурой

осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности, чьего бы то

ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку; нерпикосновенность судьи; системой органов

судейского сообжества; предоставлением судье за счет государства

материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому

статусу.

Какие органы составляют систему органов прокуратуры РФ – Генеральная

прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы и

Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, субъектов РФ,

городов и районов, военные, транспортные пркуратуры, прокуратуры по надзору

за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные

прокуратуры, прокуратуры Второго управления Генеральной прокуратуры РФ,

территориальные.

Каковы предмет общего надзора и полномочия прокурора по его осуществлению –

в предмет общего надзора входит: 1. Соблюдение конституции РФ прокуратурами

и прокурорами; 2. Точным и единообразным исполнением законов этими органами

и должностными лицами; 3. Законностью и обоснованностью правовых актов,

котрорые могут быть опротестованны прокурором, относястя: приказы,

инструкции, решения, распоряжения и др.; При осуществления общего надзора

прокуроры могут использовать широкий круг полномочий, реализация которых

позволяет решать задачи, поставленные перед ними законом о пракуратуре.

Прокуроры вправе безприпятственно входить на территории и в помешении

федеральных министерств и ведомств, предварительных и исполнительных

органов субьектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного

управления, органов контроля, иметь доступ к их документам и материалам.

Прокуроры впаве требовать от руководителей и других должностных лиц

указанных органов представления необходимых документов, материалов,

статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения

возникших вопросов; проведение проверок, ревизий деятельности

подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица, от

которых зависит выполнение этих тебований, обязаны выполнять их

незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов,

организовывать проверки и проводить ревизии.

Перечислите средства прокуроского реагирования на нарушение закона –

представление об устранении нарушений законодательных и иных нормативных

актов; протест на противоречащий закону правовой акт; обращение в суд или

арбитражный суд с требованием о признании правового акта недействительным;

постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого

административному задержанию на основании решения несудебного органа;

постановление о возбуждении угловного дела; предостережение о

недопустимости нарушения закона.

Криминальная милиция: состав и задачи – в состав входят подразделения:

уголовного розыска; по экономическим преступлениям; оперативно-технические;

оперативно-поисковые и др. Задачи: 1. предупреждение, пресечение и

раскрытие преступлений, по которым предварительное следствие обязательно;

2. организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания,

следствия или суда, и иных лиц в случаях, предусмотренных

законодательством.

Органы Федеральной службы безопасности – обеспечивают безопасность

личности, общества и государства в пределах предоставленных им полномочий.

Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую

централизованную систему, в которую входят: Федеральная служба безопасности

РФ; управления Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и

субьектам РФ (территориальные органы безопасности); управление Федеральной

службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских

формироаниях, а так же в их органах управления (органы безопасности в

войсках).

Основные направления деятельности Федеральной службы безопасности –

являются контрразведывательная деятельность и иные, определенные законом об

органах ФСБ. Контрразведывательная деятельность заключается в выявлении,

предупреждении, пресечении разведывательной и иной деятельности специальных

служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц,

направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.

Основные направления деятельности налоговой полиции – определяются

поставленными перед ними задачами. Свою деятельность они организуют по

следующим направлениям: осуществление контроля за соблюдением нологового

законодательства нологоплательщиками; осуществление административной

деятельности; проведение оперативно-разыскной деятельности; производство

предварительного расследования.

В чем заключается правоохранительная деятельность таможенных органов – в

том, что они, являясь органами дознания, проводят расследование по делам о

преступлениях, производства по которым отнесена к их компетенции. Стр №19 Ю-

2.

Предварительное расследование: понятие и формы – представляет собой

уригулированную уголовно-процессуальным законом правоохранительную

деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на

раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или

отсутствия в деянии состава преступления, изоблечения и превлечения к

уголовной ответственности лиц, причастных к его совершению.

Следователь: понятие и процессуальное самостоятельность – должностное лицо

органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных

органов налоговой полиции и прокуратуры, управомоченное осуществлять

придварительное следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции.

Следователь процессуально самостоятелен, его полномочия носят властный

характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам

дознания письменные поручения о производстве следственных и опперативно-

розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Он

может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему

производству дела, по которому обязательно предварительное следствие, но

которое возбужденио и расследуется органом дознания. Постановления

следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для

исполнения всеми предприятиями, учреждениями, арганизациями, должностными

лицами и гражданами.

Назовите основные уголовно-процессуальные функции органов дознания –

рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлении; дознание;

досудебную подготовку материалов в протокольной форме; производство

следственных и розыскных действий по поручениям следователей; оказание

помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.

Организационное обеспечение деятельности судов – под ним понимаются

мероприятия кадрового, финансового, материального и иного характера,

направленные на создание условий для полного и независимого осуществления

правосудия.

Основные полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ –

организационно опеспечивать деятельность верховных судов республик, краевых

областных судов, судов г. Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной

области и судов автономных округов, районных, военных судов, а также

Всеросийский Съезд судей и органов судейского сообщества; управлять

органами и учрежениями Судебного департамента; изучать организационную

деятельность судов и разрабатывать предложения о ее совершенствовании;

вносить в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании

либо об упразднении судов общей юриздикции; определять потребность судов в

кадрах, обеспечивать работу по отбору и подготовке кандидатов на должности

судей; осущесвлять подготовку и повышение квалификации судей и работников

аппарата суда; разрабатывать научно обоснованную нормативную нагрузку судей

и роботников аппарата судов; вести судебную статистику, организвавать

делопроизводство и работу архивов судов, взаимодействовать с органами

юстиции при составлении сводного статисческого отчета; принемать во

взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и

правоохранительными органами меры по обеспечению независимости,

неприкосновенности и безопасности судей, а таже безопасности членов их

семей; организовывать материальное и социальное обеспечение

судей,работников аппарата судов; взаимодействовать с адвакатурой,

правоохранительными и др. гос. органами по вопросам надлежащего обеспечения

деятельности судов; а также другие полномочия в соответсвии с

законодательством.

Назовите основные полномочия администратора суда – он осуществляет свои

полномочия под контролем соответствующего подразделения судебного

департамента и во взаимодействии с ним. Полномочия: принемает меры по

организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению

судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и

др. гос. органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры

по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и

работников аппарата суда; осуществляет иные меры по обеспечению

деятельности суда.

Юридическая консультация: порядок создания и деятельности – создается

президиумами коллегии для организации работы адвокатов по оказанию

юридической помощи в районах, городах и др. населенных пунктах. Юридические

консультации являются основным рабочим звеном адвакатуры. Члены коллегии

адвокатов входят в состав какой-либо юридической консультации и там

проводят свою работу. Во главе юридической консультации стоит заведущий. Он

осуществляет предоставленны ему права на основании доверенности, выдаваемой

президиумом коллегии адвокатов. Заведующий юридической консультации, в

которой работают не более 4 адвокатов, как правило, выполняет свои

обязанности без оплаты.

© 2010