На главную

Земельный налог и налог на имущество предприятий


Земельный налог и налог на имущество предприятий

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет: Бизнес, Маркетинг, Коммерция

Дисциплина: Налоговая система

Тема контрольной работы: Земельный налог и налог на имущество предприятий

Ф.И.О. студента: Спрыжков Игорь Максимович

Курс: 3. Семестр: 6.

Дата сдачи: _____________________

Ф.И.О. преподавателя: Цамутали О.А.

Оценка: _________________________ Подпись:

_________________________

Дата проверки: __________________

Налог на имущество предприятий российской федерации

Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в

Российской Федерации» указанный налог отнесен к налогам республик в составе

России, краев, областей, автономных округов. Предусмотрено, что вся сумма

платежей по налогу на имущество равными долями зачисляется в центральные

бюджеты указанных административных образований и в районные, городские

бюджеты по месту нахождения плательщиков.

Основными нормативными документами по налогу на имущество предприятий

являются Закон РФ "О налоге на имущество предприятий", Письма и Разъяснения

ГосНИ РФ к нему, а также другие документы, выпущенные в развитие данного

закона.

Цели налога:

обеспечить центральные бюджеты регионов стабильными источниками для

финансирования бюджетных расходов;

создать стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества

для предприятий и организаций.

Плательщиками налога на имущество. К ним относятся все предприятия,

учреждения и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения,

имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также иностранные юридические

лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ.

От уплаты налога освобожден только узкий круг юридических лиц:

бюджетные учреждения и организации, религиозные объединения и организации,

предприятия и организации, находящиеся в собственности общественных

организаций инвалидов, ЦБ РФ и его учреждения, инвестиционные фонды.

Объект налогообложения. Им является имущество в его стоимостном

выражении, находящееся на балансе предприятия. В качестве объекта

налогообложения принимается совокупность основных средств, материальных,

запасов, затрат и нематериальных активов.[1]

Расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия. Для расчета

налога на имущество предприятия должна быть определена его среднегодовая

стоимость.

Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период

(квартал, полугодие, 9 месяцев и год) рассчитывается путем деления на 4

суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января

отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а

также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных

кварталов отчетного периода.

К перечню статей актива и пассива баланса предприятия, используемых

для расчета налогооблагаемой базы налога на имущество предприятий,

относятся:

Статьи актива

Основные средства (01)

Долгосрочные арендуемые основные средства (03)

Нематериальные активы (04)

Материалы (10)

Животные на выращивании и откорме(11)

МБП (12)

3аготовление и приобретение материалов(15)

Основное производство (20)

Полуфабрикаты собственного производства (21)

Вспомогательное производство (23)

Обслуживающие производства и хозяйства (29)

Некапитальные работы (30)

Расходы будущих периодов (31)

Готовая продукция (40)

Товары(41)

Статья пассива

Износ основных средств (02)

Износ нематериальных активов (05)

Износ МБП(1З)

В налогооблагаемой базе учитываются также остаток по сч. 16

«Отклонения в стоимости материалов» и «Прочие запасы и затраты» раздела II

актива баланса.

Ставка налога. Конкретные ставки по налогу на имущество предприятий

устанавливаются высшими законодательными органами республик в составе РФ,

краев и областей. При этом предельный размер налоговой ставки не должен

превышать 2% от налогооблагаемой базы.

Законом запрещено устанавливать индивидуальные ставки налога для

отдельных предприятий.

Льготы. В настоящее время действуют льготы по налогу на имущество

предприятий. Не облагается налогом имущество:

бюджетных учреждений и организаций, органов государственной власти и

управления, Коллегии адвокатов, Федеральной и других нотариальных палат;

предприятий по производству, переработке и хранению

сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы;

специализированных протезно-ортопедических предприятий;

имущество, используемое только для нужд образования и культуры;

религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;

предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства

(кроме гостиниц);

общественных организаций инвалидов;

научно-исследовательских учреждений;

вновь созданных предприятий — в течение одного года после регистрации

и др.

К льготным видам имущества, находящимся на балансе предприятий,

относятся:

ведомственное жилье;

объекты пожарной безопасности и охраны природы;

земля;

спутники связи;

оборудование для производства, обработки и хранения

сельскохозяйственной проекции и некоторые другие.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы

местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий

плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в

бюджеты субъектов РФ.

Учет расчетов предприятий с бюджетом по налогу на имущество

предприятий. Он ведется на балансовом счете 68 «Расчеты с бюджетом», на

отдельном субсчете «Расчеты по налогу на имущество». Сумма налога

отражается по кредиту счета 68 и дебету счета 80 «Прибыли и убытки».

Авансовые платежи по налогу за имущество не производятся.

Налогоплательщик самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала

года вносит платежи в бюджеты своих регионов. В конце года производится

окончательный расчет с бюджетом по данному налогу по годовому

бухгалтерскому балансу.

Сроки представления расчетов и уплаты налога. Расчеты налога и

среднегодовой стоимости имущества за отчетный период представляются

предприятиями в налоговые органы по месту нахождения вместе с бухгалтерским

отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой

отчетности.

Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок

со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал,

а по годовым расчетам —в десятидневный срок со дня, установленного для

представления бухгалтерского отчета за год.

Ответственность плательщиков налога, а также осуществление налоговыми

органами контроля регулируются Законами РФ «Об основах налоговой системы в

РФ» , "О государственной налоговой службе РСФСР" и другими

законодательными актами.

Земельный налог

Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в

Российской Федерации» указанный налог отнесен к местным налогам.

Основными нормативными документами по земельному налогу являются Закон

РСФСР "О плате за землю", Письма и Разъяснения ГосНИ РФ к нему, а также

другие документы, выпущенные в развитие данного закона.

Использование земли в РФ является платным. Одной из формам платы

является земельный налог, которым ежегодно облагаются собственники земли,

землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов).

Цель налогообложения.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального

использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв,

выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях

разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах,

формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы

являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом

земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим

лицам в собственность или владение.

Ставка налога.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной

деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и

устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в

расчете на год.

Плательщиками земельного налога являются предприятия, объединения,

организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица

без гражданства, которым предоставлена земля в собственность или владение

на территории России.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

. заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

. предприятия, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и

хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;

. научно-исследовательские учреждений сельскохозяйственного и

лесохозяйственного профиля;

. учреждения искусства и кинематографии, образования, здравоохранения,

финансируемые за счет госбюджета, государственные органы охраны природы и

памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле

которых находятся используемые ими культовые здания, охраняемые

государством как памятники истории, культуры и архитектуры;

. предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для

сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на

первые 10 лет пользования;

. участники ВОВ и некоторых других боевых операций по защите Родины;

. инвалиды войны, труда, инвалиды детства, инвалиды по зрению независимо от

их групп инвалидности;

. учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-

оздоровительной направленности и спортивные сооружения независимо от

источников финансирования;

. ВУЗы, и отдельные научно-исследовательские учреждения, предприятия и

организации по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

. государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение

(трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также

осуществляющие деятельность в интересах обороны РФ;

. земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов

государственной власти и управления, а также Министерства обороны РФ;

. санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха,

находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Не облагаются земельным налогом:

. земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ;

. земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства

(пути сообщения, земли для удовлетворения культурно-бытовых потребностей

населения, полигоны для захоронения отходов, и другие земли, служащие для

удовлетворения нужд населения).

Кроме того, освобождены от уплаты земельного налога в части,

поступающей в республиканский бюджет России, военнослужащие, которым

земельные участки предоставлены для строительства индивидуального жилья.

Льготы.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства,

освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента

предоставления им земельных участков.

Местные органы государственной власти имеют право понижать ставки и

устанавливать льготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков,

так и для отдельных плательщиков.

Земельный налог не взимается за земельные участки, находящиеся в

стадии сельскохозяйственного освоения.

Льготы, установленные местными органами государственной власти,

предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в их

распоряжении.

Плата за земли сельскохозяйственного назначения.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с

учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других

сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной

(представительной) власти субъектов РФ.

Органам местного самоуправления предоставляется право с учетом

благоприятных условий размещения земельных участков, повышать ставки

земельного налога, но не более чем в два раза.

Плата за земли несельскохозяйственного назначения.

Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается

со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в

собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам,

устанавливаемым для городских земель.

Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе

средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам

различной градостроительной ценности территории органами местного

самоуправления городов.

В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые

строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также

санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не

предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их

отвода взимается в двукратном размере.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным,

муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным

подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными

гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади

земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога,

установленных в городах и поселках городского типа.

Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей,

расположенных в городах и поселках сверх установленных норм их отвода в

пределах двойной нормы, взимается в пределах 15 процентов, а свыше двойной

нормы - по полным ставкам земельного налога, установленным для городских

земель.

Порядок установления и взимания платы за землю.

Основанием для установления налога и арендной платы за землю

является документ, удостоверяющий право собственности, владения и

пользования (аренды) земельным участком.

Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется

непосредственно этими лицами.

Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые

органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.

Государственные налоговые инспекции ведут учет плательщиков налога,

осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты.

Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15

ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы

местного самоуправления имеют право устанавливать другие сроки уплаты

налога.

Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не

более, чем за три предшествующих года.

Ответственность плательщиков налога, а также осуществление налоговыми

органами контроля регулируются Законами РФ «Об основах налоговой системы в

РФ», "О государственной налоговой службе РСФСР" и другими законодательными

актами.

Литература и другие использованные источники

1. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский

учет. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 1997.

2. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России.

Учебник. – М.: ТЕИС, 1995.

3. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы

и статистика, 1996.

4. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д. Г. Черника. – 2-е изд.,

переработанное и доп. – М.: Финансы и статистика, 1996.

5. Справочник на CD-ROM "Ваше Право". ЗАО "Информационные системы и

технологии". Апрель 1997.

-----------------------

[1] Выведены по сравнению с 1993 г. из налогооблагаемой базы

дебиторская задолженность, денежные средства и средства в расчетах

предприятии.

© 2010